Президент Владимир Путин решил ковать, пока горячо, и внес в Госдуму законопроект о поправках в Конституцию, анонсированных им на прошлой неделе в Послании Федеральному Собранию . Более-менее серьезной корректировке подвергнутся 22 статьи Основного закона, а потом придется переписать 34 действующих закона и принять новый — «О Госсовете РФ». Первое чтение запланировано уже на 23 января.
фото: kremlin.ru
Законопроект «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти» на 21 странице излагает видение главой государства предложенных им же изменений. Все они, как и обещалось, не затрагивают первой («Основы конституционного строя»), второй («Права и свободы человека и гражданина») и девятой («Конституционные поправки и пересмотр Конституции») глав — тех, которые считаются базовыми и правка которых требует созыва Конституционного собрания.
Вообще-то для подготовки и обсуждения поправок президент создал специальную рабочую группу из 75 человек, которая во вторник, 21 января, должна как раз собраться на второе свое заседание. Теперь эта группа будет заниматься подготовкой поправок во внесенный законопроект ко второму чтению, и предложит их потом президенту. В этих поправках речь тоже не идет о предложениях внести изменения в первую или вторую главу, или вообще дополнить Основной закон новой главой, сообщил журналистам сопредседатель группы, руководитель думского Комитета по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников «(ЕР»). То есть собираться юристы, депутаты, сенаторы и представители общественности продолжат.
Если посмотреть содержание президентской поправок, то можно увидеть в них некоторые моменты, не прозвучавшие в ходе Послания.
Например, обещание закрепить в Конституции гарантию индексации пенсий и пособий, то есть перенести туда положения действующих законов, выглядит не столь глобально, как, может быть, надеялись некоторые. Индексация пенсий и социальных пособий обещана «в порядке, установленном федеральным законом», то есть масштаб индексации и подлежащие ей пособия и выплаты будет определяться, как и сейчас, законами и законом о бюджете в первую очередь — в зависимости от возможностей казны и воли правительства.
Для президентов, глав регионов, премьеров, министров, депутатов, сенаторов, судей и прочих высших должностных лиц предлагается прописать прямо в Конституции действующий и сейчас запрет на второе гражданство или вид на жительство иностранного государства. А для «руководителей федеральных органов власти», то есть министров, глав судов, прокуратуры, и прочих высших должностных лиц вроде губернаторов вводится дополнительное ограничение: эти посты смогут занимать россияне не моложе 30 лет.
Уточнены и расширены ограничения для желающих стать президентом РФ. Кроме возрастного ценза (не моложе 35 лет), добавляется ещё и ценз оседлости (постоянно проживающий на территории РФ не менее 25 лет). И если стать депутатом или сенатором, например, позволяется россиянину, ранее имевшему иностранное гражданство, но потом от него отказавшемуся, кандидат в президенты должен быть юридически связан только с Россией на протяжении всей своей жизни. «А как же крымчане?» — задавались вопросом юристы. Про крымчан (и жителей других присоединенных территорий, если они будут) сделана особая оговорка: ограничения по гражданству не распространяются «на территории принятых в состав РФ государств или принятой в РФ части территории части государства». Любопытно, что оговорка касается только вопросов гражданства, и не затрагивает ценз оседлости, который для крымчан ещё долго будет непреодолимым.
Занимать пост президента можно будет «не более двух сроков». Без всяких подряд. Никаких особенностей переходного периода (то есть как быть с теми сроками, что президент уже отсидел ДО внесения этих изменений) в тексте законопроекта нет. Возможно, уточнения сделают ко второму чтению — по крайней мере, г-н Крашенинников заверил, что вступление поправок в силу наверняка станет «лестничным», то есть поэтапным, и «для ряда поправок будет предусмотрен переходный период».
Что касается норм международного права и их соотношения с нормами Конституции и российского права — в статье 79, где говорится об участии России в межгосударственных объединениях, специально оговорят: «Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации».
Вопрос о Госсовете и его полномочиях, изложенный президентом в Послании предельно неконкретно, внесенный им документ не проясняет. Понятно только, что формировать его будет глава государства единолично, «в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики Российской Федерации и приоритетных направлений социально-экономического развития государства». Как будет созданный в столь предельно широко определенных целях орган взаимодействовать с другими органами власти и структурами вроде Совета Безопасности? Неизвестно. Статус Госсовета должен прояснить специальный федеральный закон. Но его проект появится позже, после того, как поправки легализуют.
Та их часть, которая посвящена новым полномочиям парламента (Думы и Совета Федерации), тоже пока вызывает много вопросов. Да, Дума будет теперь не давать согласие на назначение премьер-министра, а утверждать его. Как и вице-премьеров и министров (кроме силовых ведомств и МИДа, видимо — они остаются под полным контролем президента, хотя и будут назначаться после согласования с Советом Федерации). Но права отправлять в отставку членов правительства Госдума не получает. Зато президент сможет отправлять в отставку и премьера, и министров. Причем если сейчас отставка главы правительства означает неминуемую отставку всего правительства и прохождение процедуры согласования структуры и состава нового кабинета, впредь станет возможной ситуация, когда премьер указом президента освобожден от занимаемой должности, а правительство работает себе дальше. Г-н Крашенинников признал, что «такого раньше в российском конституционном праве не было».
«Очень много вопросов и по местному самоуправлению»,- признал сопредседатель рабочей группы и один из представителей президента при рассмотрении законопроекта о поправках (два других — сопредседатели рабочей группы глава Комитета СФ по конституционному законодательству и госстроительству Андрей Клишас и руководитель Института сравнительного правоведения при правительства РФ Талия Хабриева). Президент велел обеспечить включение местного самоуправления в систему «единой публичной власти», но действующая Конституция в первой своей главе исключает органы МСУ из системы органов государственной власти! Пока задачу предложено решить при помощи новой редакции статьи 133, которая и сейчас говорит о гарантиях местному самоуправлению. Единственное отличие новой редакции от старой — упоминание о выполнении публичных функций и полномочий «во взаимодействии с органами государственной власти».
Если говорить о судах, то Конституционный явно ждет перетряска, а именно усушка и утруска: число судей в этой высшей судебной инстанции сокращается до 11 человек, включая председателя и его заместителя. На данный момент этим высоким статусом обладает 15 человек, а максимально возможное число членов КС — 19.
При помощи КС, кстати, президент впредь сможет блокировать любой принятый парламентов против его воли закон: с 1993 года, если вдруг обе палаты парламента вето главы государства преодолевают, закон должен быть подписан и вступает в силу. Предлагается же дать несогласному президенту право обратиться перед подписанием в КС, и если судьи признают принятый документ неконституционным, отправить его назад в Госдуму без подписания и шансов на принятие…
Госдума намерена принять президентскую инициативу в первом чтении уже 23 января, в четверг. Второе, по словам г-на Крашенинникова, состоится «в феврале». Точнее пока сказать никто не может.
Процедура принятия конституционных законов о поправках в Основной закон предполагает принятие их двумя третями голосов Госдумы и тремя четвертями голосов Совета Федерации, одобрение двумя третями региональных законодательных собраний, и лишь потом подпись президента. Но на этот раз, как известно, президент предложил провести ещё и некое «общероссийское голосование». Пока о нем известно лишь, что оно будет, потому что в законопроекте упомянуто. Г-н Крашенинников объяснил, что ко второму чтению в переходных положениях и статус этого голосования, и порядок его проведения хотя бы в общих чертах будет прописан, и что состоится оно, по замыслу, уже после принятия закона парламентом, но до подписания его президентом. Пока все эти детали лишь обсуждаются рабочей группой совместно с Центризбиркомом.
Читайте также: «Почему Путин так спешит с правкой Конституции»