Как венгерский конструктор автомобилей опередил знаменитого Майбаха — Автоцентр.ua

0
291

Пионер автомобилестроения – венгерский конструктор Янош Чонка является создателем первого в мире карбюратора, одного из важнейших компонентов двигателя внутреннего сгорания

В этот день – 22 января 1852 года родился Янош Чонка – один из основателей автомобилестроения в Венгрии Трудовую деятельность он начал рано. Сначала работал в кузнечном цеху на заводе отца, а затем – подмастерьем на железной дороге. В 1877 году он стал начальником небольшого машиностроительного предприятия в родном городе Сегед. Молодой человек увлекался двигателями внутреннего сгорания. Во время поездки во Францию он познакомился с двигателем Ленуара, а позже приобрел газовый мотор немецкого изобретателя Отто.

В 1880 году Чонка изготовил первый венгерский газовый двигатель, который имел мощность 2 л. с. А на следующий год он построил мотор, работающий на смеси газа и керосина, и развивающий 3 л. с.

Важной заслугой Яноша Чонки является то, что в 1893 году он создал и запатентовал первый карбюратор. Там уже имелись регулируемая игла, впускной тормозной воздушный клапан и дроссельная заслонка. Интересно, что один из пионеров автомобилестроения – немецкий конструктор Вильгельм Майбах подал заявку на подобный карбюратор на полгода позже.

В 1900 году конструктор изготовил трицикл с двигателем рабочим объемом 250 см куб. и мощностью 2,25 л. с. Два года спустя, появилась его уже четырехколесная конструкция – оригинальная небольшая самоходная повозка для перевозки почты.

А в 1905 году был построен уже полноценный почтовый автомобиль – с кузовом-фургоном полезным объемом 3,0 кубометра. Машина имела 4-цилиндрвыой двигатель рабочим объемом 2543 см куб. и мощностью 14 л.с. и могла развивать скорость до 36 км/ч.

В период 1906 – 1913 гг. появляется целый ряд легковых автомобилей Чонка. В первую очередь нужно назвать небольшие машины с двух- или четырехместным кузовом и двигателем рабочим объемом 1130 см куб., мощностью 8 л. с.

Отдельно нужно сказать о престижном автомобиле с кузовом лимузин от фирмы Rock. У него, как водилось в те годы, закрытым было только отделение для пассажиров, а место водителя, открытое всем ветрам, только сверху прикрывалось жесткой крышей. Двигатель развивал мощность 25 л. с.

Один из доживших до наших дней автомобилей Csonka – 1909 года – хранится сегодня в Музее транспорта в Будапеште. Это небольшой тентованный автомобиль с двигателем мощностью 4 л. с. А вообще,  есть сведения, что в период с 1906 по 1912 гг. по проекта Яноша Чонки было изготовлено более сотни автомобилей.

В последующие годы Чонка продолжал активно трудится: он занимался разработкой и производством стационарных ДВС, компрессоров и другой продукции.

В 1924 году Чонка ушел на пенсию, но уже через год он купил цех, где стал выпускать двухцилиндровые оппозитные моторы. Скончался конструктор в 1939 году и на базе его предприятия был открыт Завод имени Чноша Чонки.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here