Бактерии — наши друзья. Честно. Во всяком случае, большинство из них. И пусть нам трудно говорить об этих микроорганизмах как о чем-то хорошем, однако же нашему телу, особенно кишечнику, они ой как нужны, чтобы он мог функционировать эффективно. Да что там — по мнению микробиологов, мы на 90% состоим из бактерий! Но не все «соседи» так хороши: среди них есть как те, с которыми неплохо бы, наконец, подружиться, есть гадкие, но при определенных обстоятельствах безопасные, а бывают и совсем вредные, от которых одна нервотрепка.
Человеческое тело является домом для триллионов странных и удивительных форм жизни. Только в нашем кишечнике содержится около полутора килограмм бактерий, всего порядка четырех сотен различных видов. С полезными мы живем в симбиозе, они помогают переваривать пищу и вырабатывают ферменты, которые мы используем для усвоения необходимых питательных веществ. Другие же производят потенциально вредные токсины, и если их популяцию постоянно не сдерживать, то жди беды. Баланс в ту или иную сторону зависит от диеты, возраста, стресса, периодического употребления алкоголя и ряда других факторов.
Все жутко боятся кишечную палочку, и правильно делают. Например, ее некоторые штаммы (типа O157: H7) вызывают тяжелые заболевания и даже приводят к смерти пожилых людей, маленьких детей и лиц с ослабленным иммунитетом. Однако же другие штаммы являются частью нормальной флоры кишечника человека и животных. Кишечная палочка приносит пользу организму хозяина, например, синтезируя витамины группы К (необходимы для синтеза белков, обеспечивающих нормальный уровень коагуляции крови), а также предотвращая развитие патогенных микроорганизмов в кишечнике.
Или взять сальмонеллы, всем известные возбудители пищевого отравления, счастливо живут на нашей коже без каких-либо вредных последствий для нас. На коже у нас вообще много живности. Особенно в изобилие бактерии, связанные с потовыми железами и волосяными фолликулами. Они могут иногда вызывать прыщи, но при здоровом иммунитете нам не вредят. На слизистой оболочке носоглотки постоянно живут стафило-, пневмо- и стрептококки, возбудители ангины, менингита, пневмонии и других малоприятных инфекций. Во рту обитает бактерия из рода тропонем, которая здоровому человеку не причиняет вреда, но тому, кто не следит за гигиеной полости рта доставляет немало бед. Ее родственница является возбудителем сифилиса.
Не боится желудочного сока и прекрасно себя чувствует в пищеварительной системе бактерия Helicobacter pylori, которая инфицирует различные области желудка и двенадцатиперстной кишки. Многие случаи язв этих органов, гастритов, дуоденитов, рака желудка и некоторые случаи лимфом желудка связаны с этой инфекцией. Но для большинства здоровых людей она безопасна.
Преподаватель Технологического института Корка в Ирландии, доктор Рой Д. Слайатор потратил не один год на изучение наших сожителей. Он вполне серьезно утверждает, что бактерии, живущие в человеческом организме, — это отдельный орган, по значимости не уступающий печени. Это бактериально-человеческое взаимодействие по большей части симбиотично: в обмен на еду и питание бактерии помогают пищеварению, выработке витаминов и укреплению нашей врожденной иммунной системы. Они защищают нас от заражения болезнетворными микроорганизмами — так называемыми вредными бактериями. Животные и люди, у которых нет бактерий или их популяция сокращена (из-за лечения антибиотиками, например), гораздо более восприимчивы к инфекции.
Мы не можем полностью уничтожить всех вредоносных бактерий, но обычно количество дружественных микроорганизмов в нашем теле больше в несколько раз. Правда, иногда случается форс-мажор и баланс меняется. На страже этого хрупкого равновесия стоит иммунная система, которая на две трети состоит из дружественных кишечных бактерий. В каждом человеке содержится около 500 различных видов одноклеточных. Они размножаются, образуя около 100 триллионов отдельных клеток, а это гораздо больше, чем несколько триллионов человеческих клеток, составляющих одного человека. Мы — это в самом деле всего лишь 10% от нашего организма, все остальное — наши одноклеточные «соседи».