В среду трехсторонняя контактная группа (ТКГ) встретилась в Минске, чтобы закрепить параметры политического урегулирования конфликта в Донбассе. О необходимости этой встречи президент Украины Владимир Зеленский заявлял несколько месяцев . Однако в ходе саммита представители украинской делегации отказались согласовывать «формулу Штайнмайера», которая предусматривает предоставление особого статуса Донбассу в составе Украины. А это означает, что никакой встречи в «нормандском формате» теперь не будет.
Фото: president.gov.ua
Согласно «формуле Штайнмайера» в день выборов в отдельных районах Донецкой и Луганской областей будет временно введен закон об особом статусе. И если ОБСЕ признает выборы честными, то он будет закреплен в Конституции на постоянной основе. Однако противников этой идеи на Украине достаточно. Накануне встречи глава МИД Украины Вадим Пристайко предложил взамен «формулу Зеленского», которая не предусматривает особого статуса Донбасса, а лишь №ментальное воздействие» на жителей ДНР и ЛНР. Причем, если в течение года методы убеждения не подействуют, то Украина оставляет за собой право на « переход к радикальным мерам». Понятно, что эта «формула» в Минским Соглашениям не имеет никакого отношения. Видимо для того, чтобы довести «новые вводные» до контактной группы, в Минск президент Зеленский делегировал нового представителя взамен отстраненного от работы в ТКГ Романа Безсмертного — адвоката Алексея Резникова. Юрист до сей поры занимался вопросами местного самоуправления в Киевской городской администрации. Начал он свою деятельность в составе контактной группы активно, сходу отказавшись обсуждать «формулу Штайнмайера».
«Киев категорически отказался согласовывать с представителями Республик формулу Штайнмайера, поставив под угрозу скорое проведение саммита в «Нормандском формате» и, по сути, саботировав четкие поручения советников глав государств «Нормандской четверки». Украинские представители продолжают искажать смысл компромиссной формулы, ошибочно наделяя приоритетом решение вопросов безопасности,- сообщила министр иностранных дел ДНР, полномочный представитель Республики на переговорах Контактной группы Наталья Никонорова. Однако, по ее словам, « бесконечно саботировать работу на политическом треке у руководства Украины не получится».
Правда, глава МИД Украины Пристайко накануне уверял, что он дал согласие на принятие «формулы Штайнмайера», а именно на то, чтобы закон об особом статусе вступал в действие на момент проведения выборов, а окончательно — после решения БДИПЧ ОБСЕ (о признании выборов честными — R). При этом в выборах должны принимать участие все украинские партии, а наблюдать за ними — все украинские СМИ. Однако представители Украины в контактной группе такую ответственность на себя не взяли. И ничего подписывать не стали.
По мнению главы Института миротворческих инициатив и конфликтологии Дениса Денисова, те тенденции, которые происходили во время обмена пленными между Украиной и Россией, постепенно тают. «Это связано с множеством противоречивых заявлений со стороны украинской власти, которые мы слышим последние несколько лет. Украинские представители — и Кучма, и Пристайко — устроили феерию из заявлений, которые взаимоисключали друг друга и были направлены на то, чтобы переиграть Минские соглашения, которые закрепляют представление особого статуса Донбассу», — уверен эксперт.
По его словам, похожая ситуация была и при Порошенко когда он говорил, что сторонник Минских соглашений и Украина их реализовывает, но на деле происходило все с точностью до наоборот. «Позиция по «формуле Штайнмайера» — весьма прогнозируемая, особенно в контексте тех заявлений, которые прозвучали на прошлой неделе со стороны Украины. Внезапная резкая критика формулы наталкивает на мысль, что некие американские партнеры не заинтересованы в том, чтобы конфликт был урегулирован и они будут сознательно давить на украинскую сторону, чтобы никаких соглашений с Россией не было.»
Что касается назначения Резникова, то , по словам Денисова, «начало у него явно не задалось, учитывая, что формула не была подписана, хотя несколько недель назад ее согласовывал спецпредставитель президента.»