Биньямин Нетаньяху
В Израиле 2 марта состоятся очередные парламентские выборы — уже третьи меньше чем за год. Предыдущие попытки выбрать премьер-министра и сформировать правительство успехом не увенчались: ни правящая партия «Ликуд», ни ее конкуренты не смогли создать коалицию. Судя по опросам общественного мнения, ситуация может повториться и в этот раз. Но теперь на кону не только будущее страны, тратящей миллиарды на перевыборы, но и карьера нынешнего премьер-министра Биньямина Нетаньяху, которого обвиняют в коррупции. «Лента.ру» решила разобраться, что привело к политическому тупику в Израиле и сможет ли страна из него выбраться.
Как это (не) работает в Израиле
Первые неудачные парламентские выборы прошли в еврейском государстве весной 2019 года, вторые — в сентябре. На них правящая партия «Ликуд» во главе с Нетаньяху и ее главный конкурент — блок «Кахоль-Лаван», возглавляемый Бени Ганцем, получили примерно равное количество мандатов. В итоге ни один из кандидатов в премьеры не смог сформировать коалицию.
Корень проблемы — в неразрешимых противоречиях израильского общества и в самой системе выборов в Кнессет. В израильском парламенте 120 мест, которые распределяются пропорционально между партиями, преодолевшими электоральный барьер 3,25 процента. После того как места распределены, депутаты рекомендуют президенту страны кандидата на должность премьер-министра. Обычно, хотя и не обязательно, это лидер партии, набравшей больше всего голосов. Затем этот кандидат должен сформировать правящую коалицию удельным весом хотя бы в 61 мандат — без этого невозможно функционирование правительства. Если ему это не удается, право на формирование коалиции переходит к ближайшему конкуренту из другой партии.
Это и случилось в сентябре. Ни Нетаньяху, которого в стране называют Биби, ни Ганц не смогли собрать коалицию, потому что партии, которые представляют интересы разных сегментов общества, не желают быть в коалиции друг с другом. «Ликуд» традиционно опирается на религиозные движения и тех, кто стоит правее на шкале политических взглядов. «Кахоль-Лаван», хоть и не сильно отличается от «Ликуда» идеологически, готов пойти на сделку с более левыми партиями. Однако ни одна из этих комбинаций не дает необходимого минимума в 61 мандат.
Авигдор Либерман
В этой ситуации козыри оказались в руках бывшего министра обороны страны Авигдора Либермана. Его партию «Наш дом — Израиль» (НДИ) и ее ожидаемые семь-восемь мандатов хотели бы видеть и в правой коалиции, и в условно левой. Однако к первой он не присоединяется, так как выступает против религиозного диктата, а вторая его не устраивает из-за идеологических расхождений и заигрываний с арабскими депутатами.
Выход, который предлагает Либерман, — правительство национального единства, состоящее из «Ликуда», «Кахоль-Лаван» и НДИ, в котором премьерский пост по два года будут занимать представители первых двух партий. Но и здесь соперники не смогли договориться: Ганц заявил, что не станет частью правительства Нетаньяху, пока над ним висят судебные разбирательства.
Будущее Нетаньяху
Для действующего премьера нынешние выборы — действительно вопрос не только политической карьеры, но и личной свободы. Его обвиняют в получении взятки в виде предметов роскоши, включая ящики шампанского, а также в обмене услугами с владельцем крупнейшей израильской телекоммуникационной компании Bezeq («Безек»). Последнее — с целью позитивного освещения деятельности главы правительства в СМИ.