
Процесс избрания президента Соединенных Штатов Америки довольно сложный и даже не все американцы могут принять решение. А финальное слово вообще по специальной «избирательной коллегией». Обо всех стадиях – в материале 24 канала.
Шаг первый: решение баллотироваться
Это пока стандартное решение для всех стран: кандидат должен объявить, что он баллотируется. Неважно куда: в Сенат, Конгресс, или на мэра города. В нашем случае имеем виртуального кандидата на главную должность страны. Ей/ему нужно подтвердить это желание в Федеральной избирательной комиссии не позднее чем за 15 суток после оглашения. Что для этого нужно?
Есть несколько жестких условий:
нужно быть старше 35 лет
быть гражданином США с рождения
проживать в США 14 последних лет.
Причем объявить можно в любой момент, даже если до реальных выборов еще несколько лет минимум. Так сделал Тед Круз, республиканец из Техаса, в 2015 году. Или как медиа-магнат Майкл Блумберг, который включился, когда предвыборная гонка уже началась (но таким кандидатам обычно очень сложно пробиваться вверх).
Далее всю организацию на себя берут две большие партии: Республиканцы и Демократы. Независимых кандидатов обычно мало. Можем вспомнить сериал «Designated Survivior», где президентом был переизбран Томас Киркман. Единственным, кто в реальной жизни был выбран не от одной партии, стал… первый президент США Джордж Вашингтон. Джон Тайлер в 1841 году был исключен из партии Вигов, оставался независимым всю каденцию.
Шаг второй: фандрайзинг на кампанию и одобрение от лидеров
Поэтому, деньги собираются везде, где это законно (и не очень). На специальных мероприятиях, где можно поговорить с кандидатом и внести деньги в фонд, среди магнатов и лоббистов. Даже среди иностранных правительств (так, Дональд, это об Израиле и Саудовской Аравии; так, Борис, это о России).
Если же мы говорим о стандартном пути, то это КПА (комитет партийной активности). Обычно, избиратели понимают, кого поддержать долларом после результатов в первых штатах (об этом ниже). Внести в КПА можно не более 5000 долларов США от одного человека, к тому же нельзя делать взносы иностранцам и корпорациям. Только…все изменилось в 2012 году. Тогда Верховный Суд США открыл дорогу корпорациям. Но в формате «Супер-КПА», которые действуют отдельно от штаба кандидата. Эти временные организации могут как собирать деньги так и атаковать медийно конкурентов. На прошлых выборах, “Супер-КПА” потратили более 600 миллионов долларов.
Но недостаточно иметь много денег. Надо получить одобрение кандидатуры от старших по партии, влиятельных пасторов религиозных общин, ведущих в медиа, звезд шоу-бизнеса. Чем больше таких связей, тем лучше, тем потенциально у нашего виртуального претендента на Белый Дом больше денег. Если вас «саппортит» религиозный деятель или губернатор и делает это открыто, шансы подняться в номинации довольно высоки. Для них это тоже может обернуться новой должностью: Никки Хейли с губернатора штата стала на некоторое время послом США в ООН в правительстве Трампа, хоть и поддерживала Марко Рубио.
Шаг третий: праймериз и кокусы
После регистрации и запуска кампании, начинается путешествие по США от штата к штату. В 2020 году оно продлится с февраля по июнь (сами выборы в ноябре). Проводятся праймериз (партийные конференции) и кокусы (съезды активистов). На праймериз голосуют либо официально зарегистрированные партийные члены (закрытые), либо все желающие (открытые). Каждая партия устанавливает свои правила, поэтому в некоторых штатах может существовать смешанная система. Праймериз существуют с 1842 года!
Выглядит это как маленькие предыдущие выборы. По результатам, самые слабые обычно добровольно выбывают из соревнования. Поэтому после каждых праймериз, количество кандидатов уменьшается.
Кокусы же считаются неофициальным мероприятием. Слово пришло из языка индейцев, означает «много людей и шума». Они тоже могут быть закрытыми или открытыми. Людей, которые пришли на кокусы, распределяют на группы за каждого кандидата и просто считают число поднятых рук в каждой. Демократы имеют отдельную церемонию: если у одной из групп набирается менее 15% поддержки, ее распускают. Другие две группы с более популярными политиками, начинают агитировать за присоединение к ним.
Если получается, что две группы равны по показателям, то подбрасывают монету. И так на каждом участке штата! На это даже делают ставки. Республиканцы такого церемониала не имеют. Первые всегда проходят кокусы в Айове, первые праймериз в Нью-Гемпшире. Очень популярен также формат теледебатов между кандидатами. Проявляются первые фавориты гонки. Впрочем, это еще не официальное выдвижение, а лишь отборочный раунд.
Шаг четвертый: «супервторник»
Если наш кандидат «доживает» до марта, то впереди новое испытание – «супервторник», когда праймериз и кокусы проходят в 13-ти штатах США. Тут уже оказывается, кто серьезно готов бороться за партийную номинацию.
В 2020 году это состоится 3-го марта. Голосования пройдут в Алабаме, на территории Американское Самоа, Арканзасе, Калифорнии, Колорадо, Мене, Массачусетсе, Миннесоте, Северной Каролине, Оклахоме, Теннесси, Техасе, Юте, Вермонте и Вирджинии. Также отдельно будут голосовать Демократы, которые не живут в США. Обычно, кто выигрывает от партии «Cупервторник», идет дальше на номинацию. Так произошло в 2016 году с Хиллари Клинтон и Дональдом Трампом.
Здесь самое время поговорить о том, что в США штаты исторически имеют устойчивые политические предпочтения. Они традиционно голосуют за Демократов или Республиканцев. «Красные» штаты республиканцев обычно на юге, в центре и западе страны, «Синие» демократические – на востоке и севере. Исключение – западная демократическая Калифорния. Поэтому кандидат может не тратить средства там, где они точно выигрывают/проигрывают. Обычно это известно заранее.
Много «красных» Штатов входит в так называемый «Библейский пояс». Его еще называют «rural America», потому что большинство людей там живет в деревнях. Здесь скорее увидишь «Walmart» чем «Старбакс», сельское хозяйство или нефтедобычи чем индустрию или научные лаборатории.
«Синие» штаты более организованные, образованные и урбанизированные, в основном это крупные города, включая Нью-Йорк и Вашингтон. Они более культурные и более этнически разнообразны, чем «Красные». Там все почти наоборот: американцы более консервативны, более религиозные, менее образованные, в основном расово гомогенные (темнокожие на юге, белые на западе и в центре). В штатах республиканцев больше людей владеет оружием (44% против 27% штатов демпартии), меньше поддерживают право на аборт и легализацию наркотиков.
И есть отдельная история: swing states или «сиреневые». Это штаты, где зарегистрированных республиканцев примерно столько же столько и демократов и все зависит от самих кандидатов. Насколько они смогут убедить электорат. Такие штаты могут от выборов до выборов переходить из рук в руки. Самый главный «сиреневый» штат – Флорида.
Шаг пятый: партийный съезд
И вот наступает момент истины – в июле, штаты направляют своих делегатов на общенациональные партийные съезды. Именно на них выбирают тех, кто будет бороться непосредственно на выборах за кресло в Белом Доме. Чем больше штат, тем больше там делегатов. Но и с меньших штатов тоже прибывает достаточно людей.
Чтобы официально утвердить себя в качестве кандидата, надо набрать большинство голосов. Технически это выглядит так: «более 50% +1 голос». В 2020 году, чтобы выиграть номинацию, нужно получить 1990 голосов от 3979 делегатов. На съезде победитель номинации обычно презентует свою кандидатуру на вице-президента. С этого момента, они агитируют вдвоем.
Шаг шестой: Коллегия избирателей
Вся соль выборов в США в том, что ставя крестик напротив имени кандидата в бюллетене, американцы на самом деле голосуют за выборщиков, которые затем избирают президента США. У каждого штата это число ограничено количеством представителей в Конгрессе США. Там заседает 535 человек (Сенат – 100, Палата представителей – 435). Это стало возможно в качестве компромисса между отцами-основателями. Часть из них хотела, чтобы Конгресс прямо избирал президента, другая – чтобы это делал народ. Еще трех избирает Федеральный округ Колумбия (где находится столица США), потому что он в Конгрессе не представлен.
То есть в целом Коллегия – 538 американцев. Их тоже обычно определяют на собрании партии, о которых говорилось выше. Претендуют на эти должности известны в штате люди, активисты, журналисты. Конечно, они имеют отношения (обычно хорошие) с кем-то из кандидатов в президенты.
Чтобы окончательно победить, надо набрать не менее 270 голосов членов Коллегии. Если этого не происходит, право избирать президента переходит к Палате представителей Конгресса США. Сенат, соответственно, избирает вице-президента. Это произошло дважды: в 1801 году Томас Джефферсон, а в 1824 – Куинси Адамс так стали лидерами Америки.
Во всех штатах США кроме двух (Мэн и Небраска) кандидат-победитель забирает себе автоматически голоса всех избирателей своего штата. Проигравший не получает ничего. В Небраске все еще сложнее: если кандидат получил простое большинство в штате, он получает поддержку двух избирателей в Коллегии. Проигравший получает один голос. Так произошло во время выборов в 2008 между Маккейном и Обамой (причем, Барак Обама проиграл штат). Подобная система существует и в штате Мэн, но там пока что никогда голоса не разделялись.
Но и это еще не все. Хотя результаты голосования Коллегии известны почти сразу, но формальный процесс заставляет избирателей в декабре голосовать еще раз в своих штатах, отдельно за президента и его «правую руку». Официально, выборы президента завершаются в январе, когда их результаты объявляет Конгресс на совместном заседании. Президент начинает каденцию с 20-го января следующего после выборов года. До этого работает временная «переходная администрация».


























