В этот день, 6 ноября 1906 года родился Виктор Осепчуков – создатель целого ряда известных отечественных автомобилей, в том числе легендарного автобуса ЛАЗ-695
В 1952 году Виктор Осепчуков возглавил конструкторское бюро Львовского автозавода, где под его руководством молодой коллектив энтузиастов создал выдающийся для своего времени автобус ЛАЗ-695. Эта машина положила начало целому семейству автобусов этой марки.
В 1957 году на Московском автозаводе перешли на серийный выпуск нового автобуса среднего класса ЗИЛ-158. Но потребность в таких машинах превышала возможности предприятия. И столичные чиновники, не мудрствуя лукаво, решили сохранить на производстве и предшествующую модель – ЗИС-155. Последнюю собирались передать на завод во Львов, где тогда собирали автокраны.
Однако главный конструктор предприятия Виктор Осепчуков отнюдь не горел желанием выпускать старую модель. И в рекордные сроки была оперативно разработана совершенно новая машина – ЛАЗ-695. Она явно не превосходила не только ЗИС-155, но и московскую новинку – ЗИЛ-158.
По тем временам машина отличалась весьма прогрессивной конструкцией. Вместо традиционной рамы был применен кузов с несущим основанием, которое представляло собой сварную ферму из труб прямоугольного сечения.
Автобус имел также весьма оригинальную переднюю подвеску. В ней кроме листовых рессор были применены наклонные винтовые пружины. Благодаря такой конструкции жесткость подвески менялась в соответствие с нагрузкой, а это обеспечивало высокую плавность хода – независимо от того, ехал ли автобус полупустой или был забит под завязку.
Машина отличалась от ЗИЛ-158 и куда более современным дизайном. Кузов по моде того времени имел изящные скругленные формы и большую площадь остекления, включая скаты крыши. Здесь, правда, не обошлось без влияния известной немецкой модели того времени – Magirus-Deutz O 6500.
Интересно, что в 1957 году на Всемирной выставке в Брюсселе один из вариантов ЛАЗ-695 был отмечен Золотой медалью.
Конструкция автобуса постоянно совершенствовалась. Уже в 1958 году был усилен кузов, улучшены тормоза, усовершенствовано отопление. Двери получили пневматический привод вместо механического. А на крыше в задней части кузова появился эффективный воздухозаборник, который обеспечивал подачу к двигателю более чистого воздуха. Кстати, на автобусе устанавливалась 6-цилиндровая «шестерка» ЗИЛ-158Л (5,5 л), которая развивала 109 л. с. и разгоняла автобуса до 65 км/ч.